Архив рубрики: Кошки глазами художников

Кошки, приносящие счастье

Кошки, приносящие счастье

Рис.1

Без сомненья,  каждый любитель кошачьего племени  не раз слышал о том, что трехцветные кошки приносят в любой дом удачу и счастье. Причем,  к особо «счастливым» относятся  белые кошки с рыжими и черными пятнами. Считается, что белый цвет символизирует чистоту, черный – ограждает от злых духов, а рыжий — отгоняет болезни и приносит в дом богатство.  Поэтому именно такие трехцветные кошки ценятся больше всех других. К тому же, кошки – единственные животные (за редким исключением), которые могут быть трехцветными.

 

Существует огромное количество открыток и картин (как старинных, так и современных) с изображением таких животных.  Вот картина из Национальной галереи искусств  в Вашингтоне, написанная маслом на доске и датированная примерно 1872-1883 годами (рис.2). Тщательно выписаны детали интерьера,

Семейка

Рис.2

Молоко

Рис.3

отдельные волоски животных. На переднем плане расположены котята, их окрас легко распознается, а мама-кошка прикрыта занавеской и видна только мордочка с пятнами, разделенными друг от друга.  Художник отобразил их яркий цвет и резкие границы. Несомненно, это трехцветная кошка. А вот еще одна мама-кошка собирается напоить своих котят молоком из банки, только не знает, как  это сделать (рис.3).  Пятна на ее теле и мордочке черного и рыжего (красного) цвета на белом.

На картине М.Стэкса (примерно 1902 год) трехцветная кошка кормит своих котят из собачьей миски. Похоже, эта собака давнишняя знакомая мамы-кошки и позволяет ей подкармливать своих котят (рис.4).

Кормилица

Рис.4

Игра

Рис.5

Этот же художник нарисовал котят, играющих с куклой (1903 год). У котят черепаховый окрас с белым, а у одного из них видны светлые пятна – кремовый цвет с голубым (рис.5). А.Мюллер нарисовал котят, залезших на стол с оставленными там скрипкой и нотами (рис.6). Одна из них – кошечка черепаховая с белым. Вот трое котят разных окрасов – черепаховый с белым, биколор и красный тэбби с белым (рис.7).  

Скрипка

Рис.6

Цветные котята

Рис.7

На кухне

Рис.8

Котята в клетке

Рис.9

Сюжет с кошками и собакой на кухне (рис.8) интересен по живописи и деталям интерьера. Из двух кошек одна – трехцветная. В живописной работе англичанина К.Рафорста с названием «Кошки» целая кошачья семейка позирует художнику у пустой птичьей клетки на фоне дорогих драпировок и ковров  (рис.9). Можно лишь предполагать, что птичку кошки не поймали – она сумела улететь. Кошка-мать по окрасу черепаховая с белым, а у шкурки котят раскрашены целой гаммой цветовых пятен в самых разнообразных сочетаниях.

Кошки

Рис.10

Реклама

Рис.11

Хорошо известны литографии Стейнлена Т.А. «Кошки» и реклама стерилизованного молока (рис.10, 11). Кошки такого окраса (черного и черепахового) часто служили художнику моделями – у него дома жили такие кошки.

Плакат

Рис.12

В конце XIX века для больших рекламных плакатов художники  часто выбирали ярких трехцветных кошек. Вот на плакате  1898 года (Э.Пенфилд) такие кошки (рис.12).

Особый интерес представляет тема «Дети и кошки». Прекрасна картина О.Ренуара, созданная в 1887 году (рис.1). Очаровательна акварель Л.Бейкер (рис.13), написанная значительно позже (сто лет спустя). Л.Бейкер – художница и писательница сама проиллюстрировала свою книжку «Кошка с третьего этажа».

Любимая кошка

Рис.13

Удивительно выразительны  как поза девочки и выражение ее лица, так  и  умиротворение и покой в позе кошки-толстушки. Л.Бейкер сумела не только прекрасно изобразить требуемый по сюжету книги эпизод, но и передать взаимные чувства девочки и кошки.

Немецкая художница А.Фрейданк интересно обыграла лоскутность окраса кошки (рис.14). Цветных кусочков, конечно, многовато, но нарисовать сшитую киску – очень необычная идея.

Лоскутная кошка

Рис.14

Существует множество репродукций других работ старых мастеров (Шардена, Йорданса, Ленена) с изображениями семейных праздников или интерьеров комнат, где много трехцветных «кошек счастья». Но, как правило, кошки даны не крупным планом и рассмотреть их на открытках трудно.

 (С использованием материалов журнала «Друг кошки» 2006 г)

 

 

 

 

 

Кошки и собаки

Кошки и собаки

Рис.1

Тема взаимоотношений кошек и собак всегда была достаточно популярна среди художников, о чем свидетельствует огромное количество открыток, выпущенных в разных странах до 1917 года. Условно такие открытки можно разделить на те, где изображена вражда кошек с собаками, и те, которые, наоборот, демонстрируют их необыкновенно ласковое, дружеское отношение друг к другу. 

Одним из самых распространенных сюжетов были погоня, когда одна или несколько собак загоняли  кота на дерево, забор или еще куда-нибудь. Была популярна также тема знакомства, причем посредниками обычно выступали взрослые или дети. Дружелюбные, товарищеские отношения между кошками и собаками служат темой многочисленных работ художников. Обыгрываются и взаимоотношения очеловеченных собак и кошек.

Поймал за хвост

Рис.2

На картине австрийского художника К.Рейхерта четыре упитанные таксы загнали киску на глухой дощатый забор. Бедная кошка едва уместилась на крошечном выступе (рис.1). Известная немецкая художница Шперлих С. изобразила на открытке сценку, на которой «Бобка поймал за хвост Ваську» — так комментируeт открытку подпись, сделанная на ней в 1917 году (рис.2).

Погоня

Рис.3

Еще погоня

Рис.4

На открытке неизвестного автора (1904 год) за маленькой кошечкой стремительно несутся таксы (рис.3). Почти такая же сценка изображена на рис.4, где два холеных и прекрасно подстриженных пуделя гонятся за бело-рыжим котом.

Такие же погони можно наблюдать и в квартирах, особенно, если хозяев нет в доме. Так, живописная картина художника Лора И. была выставлена в Парижском салоне в 1912 году. Четыре пса загнали кота на дорогую бархатную портьеру, но кот устроился там надежно и сам пытается напугать охотников – шипит, огрызается (рис.5). 

Спасайся

Рис5

На кухне

Рис.6

А на картине художника Самсона Э. две собаки застали на месте преступления воришку – здорового кота, стащившего большой кусок мяса. Похоже, псы и сами надеялись поживиться на кухне мясными обрезками, да кот сумел их опередить, вот только не знает теперь, как спастись вместе с ухваченным куском (рис.6).    

   

Совсем другие взаимоотношения котов с собаками показаны на полотне немецкого художника А.Хейера (рис.7), где крепко спящего бульдога решили разбудить  два белых шалуна-котенка, пока не подозревающих, чем им это может грозить.

Озорники

Рис.7

Дружба

Рис.8

Портрет друзей - котенка и охотничьего пса — изобразил Н.Паркер (рис.8). Эта открытка издана в Вене в 1912 году. Еще одних друзей – котят-подростков и опекающую их собаку можно увидеть на картине художника В.Швара (рис.9). Большая хозяйская собака опекает четырех маленьких котят, которым, видимо, разрешили выйти погулять. Котята безобразничают, рыжий котенок гоняется за бабочкой, а остальные внимательно разглядывают свою наставницу (рис.10). У мольберта с картиной в мастерской художника  разглядывают незаконченную картину приятели – мопс и большая белая кошка. Вероятно, на картине изображена именно она с котятами (рис.11). Знакомство котенка с собакой изображено на довольно известной картине английского художника А.Эльслея «Друзья» (рис.12).

Покровитель

Рис.9

Защитница

Рис.10

 

 

Картина

Рис.11

Храбрец

Рис.12

Котенок, сидящий на коленях у девочки, боится, ему страшно, шерстку он вздыбил, спинка выгнута горбом. Но огромная собака хорошо воспитана и она не противится, когда девочка протягивает котенку для знакомства ее тяжелую лапу. На другой открытке дети пытются спасти котенка, уговаривая его спрыгнуть или слезть с дерева (рис.13). Но котенок не собирается этого делать, по крайней мере, до тех пор, пока собаку не уведут куда-нибудь подальше, Тогда он, может быть и спрыгнет с дерева.

Ловушка

Рис.13

Нападение

Рис.14

Часто встречаются на открытках и драки собак с кошками. Например, в драке мопсов с кошками (рис.14) явно побеждают мопсы. Они уже заставили обратиться в бегство одного кота, а второй храбро сражается, но хвост его уже попал в собачью пасть.

Кошки с собакой, подражающие действиям людей, показаны на рис.15, — собака, запряженная в пролетку, в которой ездоки – котята.

Прогулка

Рис.15

Следует отметить, что за прошедшее время с момента опубликования рассмотренных открыток, характер взаимоотношений кошек с собаками мало изменился. И кошки, и собаки остались теми же, что и два столетия назад,  и они по-прежнему любят погоняться друг за другом, а могут и оказаться большими друзьями.

(Па материалам статьи Е.Лисицыной. Журнал  »Друг кошки»  2007 г.)

Кошки в творчестве Иеронима Босха

Кошки в творчестве Иеронима БосхаНа картинах многих художников можно увидеть изображения разных животных. Не редко в их числе встречаются  и кошки. Они могут быть как главными, так и второстепенными персонажами картин, а иногда образ кошки используется художником для того, чтобы передать зрителям или даже потомкам  некий скрытый смысл, тайное сообщение, позволяющее понять определенные характерные черты, присущие тому времени, в которое жил   художник. Именно таким художником и является Иероним Босх. Ерун Ван Акен (Иероним Босх) родился и жил в Нидерландах, в маленьком провинциальном городке Герцогенбош.

Все его картины, связанные с темой бога, жития святых и греха, были выполнены им по заказам церкви.  Результатам современных исследований позволяют предположить, что Босху принадлежит 25 картин и 8 рисунков. Из них только семь подписаны автором. Триптихи (в такой форме он писал картины) – это большие полотна, которые состоят из множества небольших сценок, причем каждая из них может рассматриваться как отдельная картина, но в то же время является частью единого триптиха.  Творчество Босха носит глубоко мистический характер, в его картинах  необычайно много символики, которая до сих пор не понята искусствоведами и учеными. Трактовок изображений на картинах Босха  существует огромное количество, но все они так далеки друг от друга, что выработать какую-то единую концепцию относительно понимания картин невозможно.

Сад наслаждений

Рис.1

В истории мирового искусства Иероним Босх и сейчас считается одним из наиболее загадочных художников. По сравнению с другими известными художниками о нем имеется очень мало сведений. И даже нет достоверного портрета этого человека. Остается непонятным, как он в те времена мог выбирать такие странные (даже на сегодняшний день) сюжеты для картин, откуда возникали в его сознания иногда такие страшные, пугающие образы. Предполагается даже, что Босх был знаком с алхимией, магией и оккультизмом, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения. Сейчас некоторые искусствоведы считают Босха первым сюрреалистом, но в то же время нельзя полностью игнорировать достаточно распространенное мнение о том, что он был болен шизофренией. В любом случае, и сейчас мир Босха остается неразрешимой загадкой.

Кошка с мышью

Рис.2

Иероним Босх не раз использовал образ кошки в своих работах, но информации на эту тему имеется крайне мало. Наиболее распространенная теория о значении изображений птиц и зверей в картинах Босха предполагает, что эти животные являются представителями ада, слугами дьявола. Художник часто изображает зверя и человека, совершающих греховные действия. Животных можно увидеть везде, в самых неожиданных местах, даже там, где их  никак не ожидает увидеть зритель. Так, изображения животных можно увидеть в раю. Художник таким образом указывает на вездесущность зла, способного проникать повсюду, оно есть везде и оно не дремлет, а действует. Образ кошки используется Босхом для указания на принадлежность персонажей к дьяволу.  Следует вспомнить, что кошка – единственное животное, которое ни разу не упоминается в Библии. Это всегда служило поводом для всяких предположений, но, возможно, именно поэтому черная кошка стала считаться атрибутом дьявола и ведьм. Художник жил в XV  веке, когда по подозрению в колдовстве многие женщины преследовались активно действующей инквизицией. Если же в доме подозреваемых женщин находилась  кошка, это было неоспоримым доказательством принадлежности к колдовству. Считалось, что дьявол может перевоплощаться  в этого зверя, насылать проклятья, менять внешний вид. Так что неудивительно, что кошка превратилась в символ дьявольской силы. И их вместе с хозяйками-ведьмами отправляли на костер, топили, сбрасывали в высоких колоколен, четвертовали.

Фрагмент

Рис.3

В картине Босха «Сад наслаждений» в правой части триптиха (рис.1) изображены Адам и Ева в раю с  красивыми пейзажами и сказочными животными. Адам и Ева невинные и беззаботные, грехопадение не совершенно. Но тут же можно увидеть черную кошку, которая держит в пасти пойманную мышь (рис.2).  Искусствоведы считают, что присутствие кошки говорит о том, что зло вездесуще, оно проникает везде, даже в райский сад. На заднем плане лев доедает убитую им лань. Так быть не должно, но Босх этим говорит, что мир порочен и совершение людьми грехов – не трагическая случайность, а закономерность в этом мире. Именно для этого и создает художник все свои комбинации – он хочет указать на действительно происходящие вещи, а не то, что кажется на первый взгляд. Если внимательно рассмотреть изображение кошки на картине «Сад наслаждений», то видно, что не такое уж это и милое животное – что-то есть в ней демоническое, страшное, опасные когти, напоминающие копыта, острые зубы. В центре самого триптиха художник изобразил хоровод людей, восседающих на животных, среди которых есть и  кошачьи представители, причастные к общему демоническому кругу – огромная синяя кошка с черными страшными глазами (рис.3).

Искушение фрагмент

Рис.4

На картине Босха «Искушение святого Антония» (рис.4) также присутствуют пугающие изображения кошек, а на других полотнах часто можно увидеть демонов, которые имеют достаточно сильное сходство с кошками.

Поскольку мнения экспертов и существующие теории о смысле, заключенном в картинах   Иеронима Босха,  часто противоречат друг другу,  ничего не остается, как сделать попытку разобраться в них собственными силами.